Небесная ярмарка Урала
История воздухоплаванияНовостиПресс-центрМероприятияГалерея  

Случайное фото



Наши партнеры

Федерация воздухоплавания России
Аэровальс
Федерация воздухоплавания Рязанской области
Другие сайты
бак для летнего душа пластиковый цена





Детей довели до восторга, а собак – до истерики. Воздушные шары над Кунгуром заглядывают в форточки и купаются в Сылве



Воздушные шары над Кунгуром заглядывают в форточки и купаются в Сылве.

"Как архангел я висю,
И картинку вижу всю"
(из фильма "Бумбараш")

В воскресение, 6 июля, в Кунгуре начался фестиваль "Небесная ярмарка Урала-2008". На нем побывал и журналист "ПН". Да не просто побывал, а прокатился на воздушном шаре. Надо сказать, ей и еще двух пассажиркам повезло - ведь раньше особ женского пола на корабль не брали, а тех, кто пробирался украдкой - просто выкидывали за борт.

Марина Сизова, графиня Усть-Шаквинская

Раз барану не страшно…

"Залезайте!" - просит, а точнее, требует пилот аэростата - москвич Алексей Коняев. В ответ хочется мысленно пошутить "а может не надо?" Но только пошутить и только лишь мысленно. А то вдруг - действительно не возьмет, женщина на борту, сами понимаете… Раньше, если особе женского пола удавалось украдкой (а как иначе?!) попасть на корабль и ее обнаруживали, бедняжку просто выбрасывали за борт. А тут - аж три женщины да на такую малюсенькую корзину. Я, жена и дочь пилота. "Ли-и-из, тебе страшно?", - спрашиваю компаньонку по полету. "Не-а", - крутит головой девочка. "И мне не страшно", - стараюсь не упасть в грязь лицом перед пятилетним ребенком и обреченно лезу в корзину. Чувствую себя, наверное, как тот баран…

Да, первыми пассажирами в истории воздухоплавания было как раз это животное, а также утка и петух. Для зверей, как гласит история, все кончилось благополучно: через восемь минут они совершили мягкую посадку, преодолев четыре километра.

"Мне нужен еще один человек для балласта!", - прерывает мои размышления пилот. Тут же на его крик со всех ног, не веря в свое счастье, бросается нерасторопный пассажир. "Так вот мы какую функцию выполняем", - сочувственно разглядываю нового коллегу - на предмет выброса его за борт первым.

По словам пилота, имя аэростату дали по названию фирмы-спонсора. Спонсоры воздухоплаванию нужны, простите за тавтологию, как воздух. Весьма дорогое это удовольствие - аэронавтика. Только шар стоит больше миллиона рублей. Плюс дополнительные расходы. Во-первых, на соревнования надо приехать. Во-вторых, гостиницу и проживание оплатить. В-третьих, требуется группа помощников (за границей пилоты имеют многочисленный штат таковых). В-четвертых, шар надо завезти на место вылета и забрать с места приземления, то есть требуется еще и наземный транспорт. Всё, как правило, на деньги спонсоров, названия которых то и дело пестрят на упругих толстых боках шаров.

Кстати, в России впервые догадались использовать аэростат в рекламных целях еще в далеком 1905-м, когда с московского ипподрома стартовал рекламный аэростат с символикой сигаретной фабрики, пилот которого, повиснув вниз головой, разбрасывал над Москвой рекламные открытки. А собирать деньги со зрителей догадались еще раньше…

Но в Кунгуре деньги со зрителей не собирали. Платили лишь те, кто хотел покататься на шарике. Выходило, надо сказать, порядочно - 8 тысяч рублей с человека. Впрочем, сказать, что воздухоплавание - это бизнес, наверное, будет неправильно. В целом на мероприятие из различных бюджетов было выделено 7,5 миллионов рублей. По словам организаторов, расходы намного превышают доходы. Но имидж края дорогого стоит, считают власти.
…Ну вот, кажется, и все, шар готов к полету (позже выяснится, что подготовка к вылету длилась дольше, чем сам полет). Под рев газовой горелки мы поднимаемся…

На шарах, над бездорожьем…

Провожает наш шар сам директор российских соревнований Иван Меняйло (Москва). Несколькими часами раньше у нас с ним возникла целая дискуссия по поводу того, когда же все-таки начинает свой отсчет история воздухоплавания? То ли с ацтеков и менестрелей, изготавливающих шары в незапамятные времена из желудков животных (первые использовали их для жертвоприношений, вторые - для игр и представлений). То ли спасибо надо сказать финно-угорским народам, в частности, карелам.

Существует версия, что первые дошедшие до нас упоминания об изготовлении летящих в воздухе шаров встречаются именно в карельских рукописях, где якобы описывается создание такого шара, сделанного из… кожи кита и быка! В карельских поселках уже в 12 веке воздушный шар якобы имела практически каждая семья. Причем именно с помощью таких шаров "древние карелы, мол, частично решали проблему бездорожья - шары помогали людям преодолевать расстояния между населенными пунктами.

Поскольку территорию Пермского края раньше занимали финно-угры (хотя - почему занимали? и сейчас живут - коми и манси!), то эта версия, несмотря на ее абсурдность, пришлась по душе - уж очень хотелось хоть немножечко "подмазаться" к истории.

Официальным же днем рождения воздушного шара считается 5 июня 1783 года. В этот день, как гласит календарь, "братья Этьен и Жозеф Монгольфье во французском городе Анноне презентовали на местной базарной площади свое изобретение - огромный летающий пузырь, который теперь зовется тепловым аэростатом".

…Фигурка спортивного директора чемпионата становится все меньше и меньше, все дальше и дальше гул многолюдного стадиона. Воздушные шары, которым так тесно было на земле, распрямляются в воздухе и поначалу резко стремятся ввысь. Наша корзина медленно плывет по ветру…
Корзина! Эврика! Жалко, Меняйло уже не видно. Иначе можно было бы поделиться одной догадкой. Что, думаю, напомнила мне корзина еще на земле? Чур, не смеяться, ступу бабы Яги! Учитывая опять же финно-угорские корни происхождения сего сказочного обрусевшего персонажа (к тому же - летающего персонажа)… Стоп! Так можно далеко зайти в своих измышлениях.

"Ой, рискуешь, парень!"

Как говорит пилот нашего аэростата Алексей Коняев, самый кайф - лететь не высоко в воздухе, а над самыми крышами домов, ловко уворачиваясь от антенн и крон деревьев, когда все на земле, как на ладони. "Ой, рискуешь, парень!" - бормочет наш опоздавший пассажир пилоту. А я пытаюсь схватить листочки, чтоб засушить их позже на память о полете.
"Добрый вечер!" Человек на огороде в растерянности озирается вокруг себя (ведь только что слышал вкрадчивый голос над ухом), потом поднимает глаза вверх и тут от неожиданности шлепается на землю! А потом, заулыбавшись, долго машет нам вслед. Дети дружно скандируют: "Ша-а-арик! Ша-а-арик!" и вдохновенно бегут за нами. Бабушки благословляют и осеняют крестом. Собаки в радостной истерике. До конца фестиваля город будет вставать и ложиться под их неистовый лай…
Но кунгуряков истерика собак нисколечко не раздражает: как только слышится лай, весь город как по сигналу высыпает на балконы. Даже солидные дяденьки сломя голову мчатся увидеть "облака" из разноцветных шаров. "Смотри-ка, это же наш Вертипрахов летит! А это кто там? Что-то он совсем низко. "Петровский"? Так это Сыктывкар! Ой, а на этом желтеньком пилотом женщина, Виктория Слетова из Рязани. Молодец, баба!" - переговариваются жители, узнавая любимчиков.

"Когда фестиваль зарождался, было очень трудное время: забастовки, голодовки, невыплата зарплаты, рушилась экономика города. И тут приходит Андрей Вертипрахов - больной человек. Больной в хорошем смысле этого слова и говорит о воздухоплавании. Небом он тогда заразил и меня, и мое окружение. А потом и всех горожан. Был когда-то на кунгурской земле рок-лайн - часть людей им была недовольна. А "Небесная ярмарка нравится всем", - еще раньше, на земле, комментировал бывший мэр Кунгура Николай Каданцев, при котором зарождалась "Небесная ярмарка".

"Наша профессия - приносить людям радость!" - считает и наш пилот. В детстве Алексей Коняев проштудировал все книги про летчиков, но сам стал "водителем" воздушного шара, о чем ни капельки не жалеет: в воздухоплавании, утверждает, больше драйва.
На разных высотах воздушные потоки двигаются в разных направлениях. В Кунгуре, утверждают, особая роза ветров. Вот и нас она, помноженная на волю пилота, привела к Сылве. Безумно красиво скользить по поверхности реки на воздушном шаре навстречу оранжевому закату.
"Бумс!" - незаметно шар опускается к самой воде и мы буквально на пару секунд по щиколотку в воде. "Кроссовки уж больно пыльные были", - смеялся потом пилот. А беспокойный пассажир даже пытался выскочить из шара… По всей видимости, хотел вплавь добраться до берега и впоследствии был жестоко наказан: за самоуправство он не получил графский титул.

Аристократов в Кунгуре надувает ветром

На месте приземления шара нас встречают местные девушки с цветами и пивом. Тут же меня с маленькой Лизой Алексей Коняев принимает в высший свет. Нас сажают на оболочку шара, сжигают по клоку волос, обливают шампанским и вручают диплом посвященного в воздухоплаватели. Так я становлюсь графиней Усть-Шаквинской, а Лиза - принцессой. И только теперь мы понимаем, откуда пошло на самом деле выражение, что аристократы пьют по утрам шампанское… Полеты аэростатов по требованиям безопасности осуществляются рано-рано утром и поздно вечером (поскольку они управляются за счет разницы температур внутри и снаружи оболочки, днем удержать их гораздо сложнее).

А еще со времен братьев Монгольфье существует одна традиция. За полет на воздушном шаре восхищенный французский король решил пожаловать братьям титул графов и подарить земли, которые они облетели. С тех пор все пилоты посвящают новичка в воздухоплаватели, присваивая ему графский титул на месте первой посадки.

Поэтому по утрам пьющие шампанское аристократы во время "Небесной ярмарки" - отнюдь не редкость. Мы уже с Лизой вожделенно подсчитываем, сколько гектаров нам принадлежит, но наш пыл тут же остужают.

Говорят, через некоторое время Его Величество опомнилось: жалко, ему показалось разбазаривать таким макаром государственные земли. Отменить свое он решение не мог, но придумал: пока ты в воздухе, это твоя земля, но ты ее теряешь, как только спускаешься с небес. Как позже заметил Сергей Виноградов, пилот из Великих Лук, феодальных войн по случаю дележки территорий между "графьями" (многие из которых летали над одной и той же землей) до сих пор замечено не было.

"Лууублю я Кунгур"

На следующее утро начнется чемпионат России по воздухоплаванию. В Кунгуре он проводится в первый раз. В России - четырнадцатый. Как отмечает Иван Меняйло, директор соревнований, Кунгур шел к чемпионату России планомерно. "В 2006 году соревнованиям в Кунгуре присвоили статус рейтинговых мероприятий для российских пилотов. Логично, что нынче чемпионат решили провести здесь", - говорит он.
Чемпионат России завершается сегодня. А завтра начнутся Воздушные баталии, которые будут продолжаться до 16 июля. Одна из задач, которую ставит Федерация воздухоплавания по Пермскому краю перед собой, - официальное признание "Воздушных баталий", единственных в мире командных соревнований на воздушных шарах. Они проводятся только в Кунгуре и пока считаются больше зрелищным мероприятием, чем спортивным.
Если говорить о будущем, то два года подряд чемпионат проводиться в одном и том же городе не может. А на проведение чемпионата Европы или мира на тепловых аэростатах не то чтобы Кунгур - Россия еще "не доросла"…

Возможно, некоторая доля вины в этом лежит на Екатерине II, которая в свое время запретила полеты на воздушных шарах на территории нашей страны после того, как 5 января 1784 года восемь французов во время полета сорвались (треснула оболочка аэростата) с высоты более 800 метров. Французы отделались легкими ушибами, а вот для России это закончилось печально - почти на век затормозилось развитие воздухоплавания, и сейчас "музыку в аэронавтике" заказывают, в основном, немцы, французы и американцы.

Поэтому, по словам президента Федерации воздухоплавательного спорта по Пермскому краю Амира Махмудова, для кунгурских пилотов главное в следующем году "добиться рейтинга", то есть занимать призовые места в рейтинговых российских соревнованиях. Главным критерием всех упражнений, в основном, является точность прилета. Контролируется и оценивается также управление шаром в полете. В общем: кто выше, быстрее, точнее. "При этом рекорды - не цель мероприятия", - говорит ассистент директора Корнелис Ван Хелден.
Кстати, когда я задала ему традиционный для иностранца вопрос (как он находит Пермский край?), голландец с широкой улыбкой выдохнул: "Лууублю я Кунгур!" Коротко и ясно!

репортаж Марины Сизовой
опубликован в газете "Пермские новости"






 
Карта сайта  |  2008
2006-2017 © Федерация воздухоплавательного спорта Пермского края
Пермский край, 617470, г. Кунгур, ул. Карла Маркса, 35
e-mail: info@neboperm.ru
При полном или частичном использовании материалов сайта www.neboperm.ru активная гиперссылка на источник обязательна.